В своё время я уделил немало внимания играм серии Dungeon Siege. Первая часть была весёлым и красивым ролевым боевиком-дьяблоидом, который выгодно отличался от большинства аналогов стилем, атмосферой и тем, что герой ходил не в одиночку, а с целой командой поддержки. Вторая часть оставила после себя странное ощущение – вроде и неплохо получилось, и был сделан шаг от ролевого боевика к полноценной ролевой игре, выразившийся во введении в игру не только классов, но и рас персонажей, но… как-то это всё получилось неуверенно. И шажок был маленький, и роль неубедительная – короче говоря, вторая часть мне не слишком понравилась, но тем не менее не поставила для меня крест на всей игровой серии. Ничего удивительного, что я заинтересовался разрабатываемой фирмой Obsidian третьей частью серии. Недавно я получил возможность попробовать пресс-версию игры и теперь стоит разобраться, что же мы получили в итоге.
Конечно рассмотрим, отчего же не рассмотреть-то портрет подозрительной дамы в доме с привидениями |
Боевик с человеческим лицом
Ребята из Obsidian всегда славились двумя вещами: их игры очень интересны сюжетно и при этом кишмя кишат багами и недоработками. Одно из этих двух утверждений они опровергли в Dungeon Siege 3 – и к счастью, это было утверждение о багах. За более чем 15 часов игры я не встретил ни одного глюка, зависания или болтающегося «хвоста» вырезанной с мясом интересной возможности. Это, конечно, ещё не показатель, но всё же наталкивает на мысль, что обсидиановцы о своей главной проблеме знают не хуже нас и стараются её исправить. Зато по второму пункту ничего неожиданного нет – с самого начала игры мы оказываемся в гуще хитросплетений сюжета, показываемого в стилизованном под рисунки ролике. История игры тесно связана с событиями предыдущих частей серии – в особенности самого первого Dungeon Siege, потомками главной героини которого был основан Десятый Легион. Этот самый Легион несколько сотен лет защищал основанное выходцами из одряхлевшей империи королевство Эб от внешних врагов – однако проглядел врага внутреннего. Аристократы доигрались в интриги, в королевстве вспыхнула гражданская война и на кровавом гребне бойни всех против всех поднялась некая таинственная женщина. Она – или, правильнее сказать, «оно»? – заманила основные силы пытающегося утихомирить мятеж Легиона в ловушку и практически полностью уничтожила. За одного – или одну – из немногих выживших мы и будем играть.
В этом костерке ведьмы сжигают души пленников |
Завязка многообещающая, но самое интересное ещё впереди. После ролика нам дают выбрать себе персонажа. Заметьте, выбрать, а не создать – четверо главных героев игры жёстко прописаны, имеют собственную историю, характер и абсолютно уникальные возможности. Аристократ, последний выживший отпрыск семьи основателей Легиона, носит тяжёлые доспехи и прекрасно обращается с мечом и щитом. Желтоглазая девчонка, на самом деле являющаяся духом огня и способная в мгновение ока из человеческой формы превратиться в пылающую фурию, забрасывающую врага огненными шарами. Старый учёный, техномаг, рисующий обретающие плоть символы, разящий молниями из механической перчатки и сметающий врагов волнами энергии. И, наконец, изящная черноволосая леди в кожаном костюме, с двумя пистолетами за поясом и ружьём за плечами – своего рода «дочь полка», вышедшая из варварского и мрачного народа, нашедшая новый дом в Легионе и поставившая ему на службу своё боевое мастерство и тёмные знания.
Милейшая девушка - с ней никогда не знаешь, застрелит она тебя или сглазит |
Вне зависимости от того, кто будет главным героем, остальные встретятся по ходу сюжета и станут нашими спутниками, управляемыми искусственным интеллектом. Как уже повелось в играх от Obsidian, у них на каждый вопрос найдётся своё мнение, и в зависимости от того, как сложатся ваши отношения с товарищами, будет различаться и ход истории. У каждого из главных героев свои реплики в диалогах, и поэтому прохождение за одного из них будет сильно отличаться от прохождения за другого, даже если не брать в расчёт совершенно различный стиль игры.
Герои-перевёртыши и все-все-все
К сожалению, мультиплатформенность игре явно на пользу не пошла – если графика хоть и не хватает в техническом плане звёзд с неба, но очень красива за счёт идеально выдержанной мрачной стилистики, игры света и тени, а также шикарных спецэффектов, то вот к удобству претензий наберётся даже не на вагон с маленькой тележкой, а на целый бронепоезд с артиллерийским прицепом.
Очень красивый портал. Жаль, не работает |
Камера имеет два режима – над головой персонажа и за спиной персонажа. Хорошо, но почему над головой камера висит так низко, что всё равно ничего толком не разглядеть вокруг, а при положении «за спиной» персонаж при повороте оказывается лицом к камере и приходится вручную разворачивать её клавишами или мышкой, чтобы посмотреть на набегающих сзади врагов? Почему углы наклона камеры настолько малы и странно заданы, что играть в принципе возможно только при крайних значениях для обоих режимов – все остальные ракурсы попросту нефункциональны? Почему для того, чтобы забраться в инвентарь героя и сменить ему экипировку, что в нормальных ролёвках делается одним нажатием кнопки, тут приходится нажимать 3-4 раза? Почему для бега с помощью мышки приходится постоянно держать нажатой правую кнопку, наконец?
Интересно, кто в доме с привидениями топит печку? |
Есть и другие странности. Так, у каждого героя есть две «стойки» - два переключаемых режима, полностью меняющих его способности. Бил врага энергетической перчаткой и пускал молнии – будешь рисовать на полу знаки-мины и расшвыривать противников волнами энергии. Обеим стойкам соответствует по три активируемых способности-заклинания, открываемых по мере развития персонажа – например, уже упомянутая молния или призыв демонической собачки. А также есть по три общих для обеих стоек заклинания, активируемых только из режима блока. А среди этих заклинаний есть, например, такая полезная штука, как лечение. А теперь представьте себе картину: маг носится по поляне, телепортируется туда-сюда и ставит мины с одной-единственной целью – не подпустить врагов к себе и расстрелять волнами энергии издалека. И тут в него втыкается, допустим, стрела. Хочется подлечиться, верно? Не вопрос: зажимаем кнопку блока (при этом замирая на месте, причём далеко не всегда лицом туда, куда надо бы) и жмём на появившуюся кнопку лечения, дожидаемся его действия, выходим из режима блока (что отнюдь не мгновенно) и радостно улыбаемся окружившей нас толпе рукопашников… А иначе никак. Верх удобства, да уж. Вот такие мелочи заметно портят впечатление от игрового процесса. А он ведь на самом деле хорош.
Что-то выдавало в ней квестодательницу... |
На первый взгляд может показаться, что два основных вида атак (например, удары копьём и огненные шары, удары электроперчаткой и волны энергии) и девять активных способностей на персонажа – это маловато. Но на самом деле всё несколько хитрее. Во-первых, у каждой из способностей есть пять уровней улучшения по двум направлениям – к примеру, на выбор повышение урона или какой-нибудь хитрый эффект типа оглушения. Это позволяет настраивать способности под свой стиль игры. Во-вторых, помимо стандартных характеристик, влияющих на количество жизни и маны, урон от обычных атак и заклинаний, вероятность критического удара и так далее, у персонажа есть целый набор так называемых «параметров Хаоса». В эту категорию попадают всевозможные милые эффекты типа поджигания, высасывания жизни, отравления, заморозки и так далее, которые применяются не только к основным атакам персонажа, но и ко всем его активным боевым способностям. Вы умеете рисовать на полу знак, каждую секунду бьющий всех врагов, стоящих на нём? Наденьте на своего героя какой-нибудь артефакт с вампиризмом – и этот знак будет не только бить врагов, но и с каждым нанесённым ударом лечить вашего героя! Благодаря такой системе мы получаем просто огромное количество вариантов комбинирования эффектов заклинаний, что заметно разнообразит игровой процесс.
Эта странная фигура на земле резко сократит жизнь всех врагов, стоящих в ней |
Ну и наконец, местные бои просто красивы. Представьте следующую ситуацию: идёт по тёмному, мрачному лесу старый маг, никого не трогает. Тут из-за поворота тропинки на него выбегает отряд наёмников. Взмах руки, другой, третий – волны иссиня-чёрной энергии хлещут по врагам справа и слева, подобно пощёчинам, и наконец обрушиваются сверху безжалостным прессом. Трупы разлетаются по сторонам, кого-то вмяло в землю, но несколько противников всё же добегают до мага… и тут под их ногами вспыхивает голубое пламя, им резко плохеет, а движения замедляются. Пока враги не оправились, маг переключает стойки и его перчатка покрывается электрическими разрядами. Он исчезает во вспышке голубого света и появляется прямо перед оглушёнными жертвами. Удар, удар, еще удар, опять удар - и вот волшебник Рейнхарт проводит апперкот. Враги валятся сломанными куклами, а последний из них по красивой дуге улетает куда-то вдаль. И это лишь описание самой что ни на есть рядовой схватки. Местные бои – это бешеная чехарда перекатов и уворотов, блоков и заклинаний, смен стоек и ударов. Не соскучишься. Если бы ещё управлять всей этой радостью было поудобнее, эх…
Лёгким взмахом руки маг вызывает настоящий катаклизм |
Квесты и диалоги в игре сделаны просто отлично – с юмором, красивыми описаниями, неожиданными поворотами и постоянной возможностью выбора. Поверить подозрительной ведьме, предлагающей помощь, или послать её подальше и рискнуть жизнями друзей? Зачистить проклятый особняк Легиона и оставить его союзнице, как обещали – или же вернуть законным владельцам, то есть наследникам Легиона? Помочь рыбаку разобраться, кто распугал всю рыбу на его любимом месте или пройти мимо? Да и сам сюжет постепенно всё глубже погружает нас в перипетии гражданской войны, интриг и разрухи, по мере того, как мы будем помогать восстанавливать былую славу Легиона. Немалую роль в этом погружении играет звук – красивые и ненавязчивые мелодии, сопровождающие нас на протяжении всей игры, а также отличная озвучка, благодаря интонациям, выражению и акценту идеально дополняющая образы персонажей.
Веет от этого бородача чем-то посконным, патриархальным |
Резюмируя, могу сказать следующее: Dungeon Siege 3 очень сильно отличается от своих предшественниц, причём в лучшую сторону. Теперь это скорее полноценная ролевая игра с сильным боевым элементом, а не ролевой боевик-дьяблоид. Отличная стилистика, интересный сюжет, проработанные герои и увлекательный игровой процесс – чего ещё пожелать? Разве что нормального управления.